Золотое сечение при строительстве частного дома

Основы дизайна: правило золотого сечения

Еще на заре времен людям стала известна тайна формирования гармонии всего сущего: строения растений, человеческого тела, формы озер и рек, и даже мельчайших морских раковин. Это знание стали использовать при строительстве самых известных мировых шедевров архитектуры, например, Парфенона, Собора Парижской Богоматери, храма Василия Блаженного и многих других сооружений, чья красота поражает своими идеальными пропорциями, и является эталонной для современного зодчества, искусства и дизайна.

На рубеже веков, создавая свои подлинные шедевры, небезызвестный художник, изобретатель, скульптор Леонардо да Винчи дал название явлению правильного соотношения размеров в пространстве, которым и в наши дни руководствуются профессиональные архитекторы, художники и декораторы в своей деятельности. Явление, о котором мы говорим, называют «золотым сечением», и его принцип настолько прост и гениален одновременно, что заставляет задуматься о существовании Божестенной, волшебной природы окружающего нас мира.

Что такое «золотое сечение»?

Золотым сечение называют деление целого на две неравные части, при котором меньшая часть относится к большей, как большая относится к целому. При этом, большая часть приближена к «золотому» значению 0, 618 от целого, а меньшая – к 0, 382.

Наиболее показательным примером присутствия «золотого сечения» является прямоугольник, так как его стороны находятся в «золотом» соотношении. Так, если от «золотого» прямоугольника отрезать квадрат со стороной, равной меньшей стороне этого прямоугольника, то образуется золотой прямоугольник меньших размеров, и так до бесконечности.

Успех применения правила «золотого сечения» в интерьере заключается в том, что подобное соотношение размеров воспринимается человеческим глазом интуитивно, как наиболее приближенное к идеалу. Поэтому в пространстве, оформленном согласно правилу «золотого сечения», комфортно жить, работать и отдыхать.

Золотое сечение при планировке пространства

Умение использовать правило «золотого сечения» не напрасно называют искусством, потому как далеко не каждому специалисту в области проектирования и декорирования удается овладеть им в полной мере. Но если вам повезет его освоить, то процесс планирования и обустройства интерьеров станем легким, а результат — превосходящим все ожидания.

В качестве примера использования «золотого сечения» в интерьере, можно взять пространство гостиной с размерами, равными 5х3 м. Для того, чтобы зонирование пространства произошло успешно, а обстановка воспринималась легкой и гармоничной, следует длину комнаты (5 м) умножить на золотое значение 0,618. В сумме вы получаете 3,09 м, которые представляют большую часть помещения. Следующим этапом должно стать вычитание данного числа (3,09) и 5 для того, чтобы определить значение меньшей части. Итак, у вас должно получиться 3,09м и 1, 91м соответственно.

Следуя правилу «золотого сечения» можно оформить зону гостиной с диванной группой и TV в пространстве большей части комнаты, а меньшую отдать для размещения столовой группы. По такому же принципу нужно разделить большую и меньшую части гостиной, в которых «золотой» принцип проявится в меньших размерах.

Золотое сечение в соотношении размеров

Часто возникает такая ситуация, при которой новый диван, установленный в пространстве конкретной комнаты «на глаз», выглядит не уместно (слишком мелким, или крупным, не гармоничным). Этого можно избежать, если заблаговременно применить то же правило «золотого сечения» при формировании вертикального пространства комнаты.

Высоту помещения мы снова умножаем на число 0,618, затем, вычитаем полученное значение из числа высоты. Образовавшееся число является оптимальной высотой дивана для данной комнаты. Так же можно вычислить значение гармоничных ширины и длины крупной мебели.

Золотое сечение в цветовой гамме

Принцип «золотого сечения» применим в любой сфере проектирования, в том числе, оформлении интерьера с помощью цвета. Так, наличие тех или иных оттенков, их количество и интенсивность могут быть выверены, согласно золотому правилу.

Например, в оформлении стен следует использовать один оттенок на 2/3 всей их площади (бежевый, голубой); 1/3 можно отдать белому или серому. Таким образом, благодаря «золотому сечению» вы сформируете основную (базовую) гамму интерьера.

Еще одним, не менее эффективным способом соотношения количества цветов в пространстве является использование процентного соотношения 60/30/10. Где 60% — основной цвет, 30% — дополнительный, 10% — акцентный.

Золотое сечение при выборе высот

Стены комнаты производят благоприятное впечатление, если при оформлении также был применен закон «золотого сечении». К примеру, при облицовке поверхности стеновыми панелями можно разделить высоту стен по золотому принципу один раз, или же продолжить деление меньшей (нижней) части до получения нужных размеров. В обоих случаях такое решение станет правильным, и высота расположения верхней кромки панелей будет восприниматься гармонично.

Однократное деление подходит для комнат с высотой потолков более 3х метров, последующее же членение большей и меньшей частей поможет визуально увеличить невысокое помещение

Золотое сечение в мебели и декоре

Правило отношения меньшего к большему, как большего к целому, поможет вам верно расположить в пространстве декоративные аксессуары, расставить мебель и сочетать все предметы между собой, чтобы получить уютный, эстетичный и комфортный интерьер.

Если говорить о соотношении предметов мебели между собой, то «золотое сечение» еще раз доказывает свою эффективность, если каждый объект меньшего размера будет так относиться к большему, как тот к самому крупному.

«Правильный угловой диван должен образовывать прямой угол, где короткая посадочная часть занимает 1/3 от длинной посадочной части. В то же время, журнальный столик следует подобрать так, чтобы его длина не превышала меньшее значение большей части дивана»

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

Золотое сечение

Итак – существует такая типа волшебная штука «золотое сечение» – по которой если сделать здание – то оно будет смотреться хорошо. Что же это такое, кто придумал и зачем.

Есть версия что это такая пропорция, заложеная в природе. Можно найти исследования что веточки на деревьях растут по этому принципу и прожилки на листочках и т.п.
Возможно в этом действительно большой божественный смысл – но мне кажется всё гораздо проще.

Вот представьте керамическую квадратную плитку которой все было отделано в советское время. А теперь представьте более популярную сейчас вытянутую. Лучше? Лучше.
Человеческий мозг, глаз и не знаю что – это вопрос можно оставить физиологам – очень хорошо отслеживает модульные сетки. Точнее наверное их отсутствие. Если кто вышивает крестиком – знает – что вообще то это крайне извращенское развлечение. Любая природная форма очень плохо ложиться в квадратные крестики – приходиться ниточками выглаживать и добавлять. Видимо то, что зрительно бьется на квадраты, человеческим мозгом воспринимается как не природное и искусственное и механическое.

Плитка 30х20 глазом легко делиться на 6 квадратиков. И хоть и выглядит лучше квадратной, но все равно природной не воспринимается. Ну так как человек все таки существо природное – хотя бы подсознательно – то он и ищет природные пропорции – то есть как можно более далёкие от квадрата и возможности плоскость на эти квадраты разбить.

Как можно строить архитектуру максимально избегая модуля квадрата? Использовать в качестве размеров не 1-2-3, а 1-квадратный корень из 2-х, квадратный корень из 3, 5 и т.д. Или их отношения друг к другу.
Или – другими словами – диагонали квадратов. Или строя не линейкой, а циркулем.
Вот так строиться конкретно золотое сечение, которое и дает эту цифру 1,618… и на которое делали основную ставку в Возрождении.

Читайте также  Как построить большую теплицу своими руками?

Если попросить 10 человек нарисовать прямоугольное окно – просто окно, просто на белой бумаге – то пропорции прямоугольника будут далеки от квадратной сетки. Можно попробовать – потом померить и поискать общие делители – их будет мало. Ну возможно есть какой то процент людей которые не будут чувствовать эту самую приятную пропорцию… (вот кстати интересно было бы действительно подобный эксперимент замутить хотя бы человек на 15)

Поэтому люди, которые считают что все эти математические построения – это фигня – частично правы. Если нарисовать проект здания – обращая внимания на композицию и ощущение красоты – то с огромной вероятностью золотое сечение там окажется заложенным. Тут главное построить это здание точно соблюдая проект. Потому что если вы придете к мастеру окна заказывать и попросите окно 1 метр на 1, 618 – вас уговорят не финтить, а сделать полтора метра. ну или хотя бы метр-шестьдесят…

Поэтому – чтобы не брать эти цифры с потолка и по интуиции, которой могло и не оказаться, начали разрабатывать системы построения на основе математики. А именно строя не размерами, а циркулем. Диагонали, диаметры вписанных окружностей, диаметры описанных окружностей и т.д.
Купол над скалой. – план. Честно вот – смотрю и балдею как красиво все простроено…

Но это не арабы первые, не единственные, не только этим способом и т.д. Хотя конечно арабский мир известен своими математиками.

Когда-то я познакомилась с мужчиной, который написал книжку «Золото древней Руси» — вот — http://kladina.narod.ru/chernjaev/chernjaev.htm Он пишет о том что на Руси было 12 (или больше?!) саженей. Не только обычная и косая… а еще царская и еще… не помню. Но смысл в том что это линейка размеров завязанная между собой по ряду Фиббоначи (это когда следующее число является суммой двух предыдущих). С одной стороны она дает как можно меньше общих делителей и на квадратную сетку не бьется, с другой – позволяет использовать конечное количество размеров.
Автор, если не ошибаюсь (давно читала) доказывает что русская система саженей была раньше и более совершенна чем любые арабские. И дала основу всем остальным. Но я думаю что это перебор – просто все народы разрабатывали примерно одно и тоже. И приходили примерно к одним и тем же цифрам.

Тот же модулор Корьбюзье – приходит к тому же. Но так как за основу можно взять любой размер – метр, сажень, ярд – то размеры будут разные (если в миллиметрах) – но суть одна и та же – создать размеры прямоугольников (и параллелепипедов) минимально влезающие в квадратную сетку, но завязанных между собой.
То есть если взять здание 3 метра шириной 5 ярдов длинной и 7 аршин высотой – то будет уже сильно лучше, чем если это всё будут метры. Хотя можно и случайно попасть в делители.
А если это будут завязанные между друг-другом сажени – например, ширина взята в косых саженях, длина в царских а высота в обычных – то будет наверняка общих делителей будет мало. То есть эти размерные сетки не с потолка взяты, а в какой то системе и между собой относятся.
Называется это «высшее проявление структурного и функционального совершенства целого и его частей»

Что происходит в 20 веке? Технология требует унификации размеров. И унификация идет по принципу одного размера. Например в Советском союзе был стандартный шаг – 60 см. все должно было вписываться в него. Тогда можно было из любых панелей – создать здание. Стандартная ширина комнаты 3 метра. Стандартный размер между несущими стенами 6 метров. Есть панели в 1.20. В крайнем случае можно было использовать половинку – 30 см. 2700 – высота потолка – это 3 метра минус 30 см. перекрытия. Ну и так далее. Это такой конструктор в масштабах страны. Никаго природного золотого сечения там нет и быть не может.
На западе метрическая система стала таким модулем. Более гибким чем 60 см. но все равно метровой сеткой наброшенной на архитектуру.

Возможные выходы:
Рисовать «на глаз» и потом дотошно сохранять до сантиметра
Строить циркулем
Использовать конкретные сетки и цифры

В общем – использование чего-либо из этого (способов много – это не просто тупо взяттое чисто 1, 618…. ) сильно улучшают пропорции здания. Хотя конечно на одном этом красивое здание не построишь. Но это важная штука. Потому что здание, состоящее из квадратиков и кубиков – заведомо плохое. Хотя… в каком-то узком случае… если оно намеренно обыгрывает жесткую структуру… и есть идея четкого противопоставление квадрата и квадратного модуля природным формам…(бла-бла-бла…) Но конкретно – ничего не назову. Что-то в голове такое вертится типа чистого белого куба в пустыне (Дали? или психологический тест?). Но это как квадрат Малевича – должно прокатить один раз.

Или вот лежит у меня частично раскроенное одеяло из лоскутков. Я взяла 4 числа из ряда Фиббоначи 5, 8,13,21
Умножила их на 2 – чтобы кусочки были побольше
И получила размеры 10, 16, 26 и 42. и все лоскутки порезала на прямоугольнички с такими сторонами. То есть это могли быть и квадратики 4-х размеров и любые прямоугольники. В итоге должно было получиться лоскутное одеяло кажущееся случайным, но при этом имеющим не много разных размеров – то есть структурированным. Демонстрирую кусочек – примерно как это должно быть.

Ну это так – золотое сечение в жизни домохозяйки…

Кижи: дома по золотому сечению.

Выпуск рассылки «Архитектура саженей» №8.

Полностью выпуск представлен на сайте sazheni16.ru

В рассылке сегодня:

1. Отрывок из отчета научно-исследовательской работы по теме

«ПРОВЕДЕНИЕ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ И РАЗРАБОТКА МОДЕЛЕЙ СЕЛЬСКИХ ПОСЕЛЕНИЙ XXI ВЕКА» группы ученых под руководством В. А. Ефимова http://gazeta.bytdobru.info/novosti/3126-stati-o-rodovyh-pomestyah-nachinayut-pechatat-v-vedushchih-zhurnalah-strany

2. Анализ габаритов домов Пятницына и Ошевнева.

Дом бедняка Пятницына

Дом бедняка Пятницына . Длина дома — 17 м, ширина — 5,7 м, высота — 5,2 м, площадь —

Дом Овшнева

Ещё один дом, сохраняемый в Кижах, — дом Ошевнева (1876 г.) Как сообщается, дом был построен силами членов семьи Ошевневых. Его габаритные размеры: 22 м × 18 м × 8,1 м.

Дом Серегина

Дом Сергеевой

1. Отрывок из отчета научно-исследовательской работы по теме

«ПРОВЕДЕНИЕ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ И РАЗРАБОТКА МОДЕЛЕЙ СЕЛЬСКИХ ПОСЕЛЕНИЙ XXI ВЕКА» https://docs.google.com/file/d/0B3mEtm6G2qSybV9ReVdFMkJoeE0/edit?pli=1

«Дом, показанный на рисунке построен крестьянином-бедняком Никитой Алексеевичем Пятницыным. Длина дома — 17 м, ширина — 5,7 м, высота — 5,2 м, площадь — 96,9 кв. м.

Как видно по фотографии, жилая часть дома имеет протяжённость несколько менее половины его длины. Иными словами, площадь жилых помещений дома бедняка составляет около 45 кв. м, хотя некоторую долю этой площади (порядка 5 — 6 кв. м) занимает печь. Городская 4 комнатная квартира «хрущёвка» в панельном доме имеет общую площадь 60,4 кв. м при жилой площади около 44 кв. м. Т.е. её жилая площадь примерно равна жилой площади дома крестьянина-бедняка, но она существенно уступает дому бедняка по площади хозяйственных помещений. Кроме того, для «хрущёвок» характерна непродуманная, нефункциональная планировка (расположение комнат, хозяйственных и подсобных помещений). Тем более скудно выглядит 4-комнатная «хрущёвка» в сопоставлении с такими домами, как дом Сергеевой или дом Ошевнева (не говоря уж о сопоставлении с домом Сергина)¹ . А наиболее распространённая квартира-хрущёвка — двухкомнатная квартира с жилой площадью около 27 кв. м, — в тех регионах, где не было крепостного права и гнёта барина, может быть сопоставлена только с времянкой прошлых эпох² .

Читайте также  Как построить забор из профлиста своими руками?

Фотографии, показанные выше, запечатлели дома, построенные во второй половине XIX — начале ХХ века, которые сохранились доныне. Но эти архитектурные типы возникли не мгновенно, а складывались на протяжении веков, вбирая в себя жизненный и хозяйственный опыт многих поколений тружеников. В домах такого типа на основе общего семейного хозяйства жили семьи нескольких поколений.

В настоящее время дефицит земельных ресурсов и строительных материалов³ не может являться причиной распространения «уплотнительной» застройки поселений даже на самой густонаселенной европейской части России, поскольку, как известно, землями населенных пунктов сегодня занят всего лишь один процент всей территории страны (или 19 миллионов га), а из 13032 пустующих сельских поселений 10077 (т. е. более 75%) приходится на Центральный и Северо-Западный экономические районы.

Следовательно, при создании условий комфортной жизни на селе, всей необходимой социальной, инженерной и производственной инфраструктуры, сельские поселения даже вдали от крупных городов и промышленных центров станут благоприятным и привлекательным местом жительства для большинства жителей Ленинградской области и России в целом. В этом случае при определении размера участка, выделяемого под усадебную застройку следует руководствоваться не вопросами максимизации материальной выгоды от эксплуатации того или иного земельного участка, а вопросами целесообразности той или иной номенклатуры и функциональной нагрузки элементов усадьбы для нужд конкретной семьи, требованиями сохранения естественных биоценозов и природного ландшафта местности.»

2. Анализ размеров.

К сожалению, авторы отчета не отметили, что все дома, участки и города дореволюционной постройки создавались по саженям.

Напоминаю, что сажени были и остаются сейчас одним из способов построения объема по золотому сечению. Рассмотрим, к примеру, габариты упомянутого дома Пятницына.

• Длина дома — 17 м, ширина — 5,7 м, высота — 5,2 м, площадь — 96,9 кв. м.

Так как дом стоит более 100 лет, высота могла уменьшиться за счет проседания. То есть возьмем высоту не 5,2м, а 5,3м.

Выразим габариты дома в саженях: длина дома -12 малых саженей (17,088м), ширина — 4 малых сажени (5,696м), высота – 4 меньшие сажени (5,38м),

17м:5,3м=3,2, или 1,6х2, то есть приблизительно получаем коэффициент золотого сечения 1,618.

5,7:5,3=1,075, что с погрешностью менее 3% составит коэффициент динамического равновесия 1,059 = 1,6183/4.

• Рассмотрим габаритные размеры дома Ошевнева: 22 м × 18 м × 8,1 м.

Так как дом стоит более 100 лет, его высота могла уменьшиться за счет проседания. То есть возьмем высоту не 8,1м, а 8,2м.

В саженях получаем: 8 казенных саженей (21,76м), 12 простых саженей(18,096м), 4 сажени Пелецкого(8,22м).

22м:18м=1,22, что приблизительно равно коэффициенту двойное золото 1,236=√5-1.

22:8,2=2,68, что приблизительно составит 2х1,34, то есть получаем коэффициент золотого вурфа 1,31= 1,6182/2.

Допустимая погрешность в вычислениях составляет 3%.

Вывод: и бедняк, и зажиточный крестьянин имели в дореволюционный период дома построенные по саженям или по золотому сечению. То есть дома крестьян обладали такими преимуществами, как прочность, хорошая акустика, оздоравливающий эффект, красота. К тому же размеры жилой и полезной площади превышают самые смелые размеры, допускаемые по СНиПам (стандартным нормам и правилам) РФ в строительстве.

[1] В наши дни бревенчатые дома такого размера и близкого архитектурного типа, предлагаемые к постройке некоторыми фирмами, относятся к категории « элитных коттеджей».

[2] Общество: государственность и семья // Рабочие материалы: К вопросу о выработке государственной политики поддержки института семьи в процессе общественного развития. – СПб.: Общественная инициатива, 2004. – 154 с.

[3] При современном уровне энерговооруженности труда и масштабах промышленного производства

Золотое сечение в строительстве дома

Золотое сечение в строительстве

Золотое сечение в строительстве применяется достаточно часто . Как определить прямой угол, когда под рукой нет транспортира или угольника или когда большое расстояние, например при разметке фундамента. В этом случае поможет правило Золотого сечения и несколько правил.

Золотое сечение (его еще называют- Египетским или Пифагоровым) является треугольник со сторонами, имеющими соотношение 5:4:3. Теорема Пифагора гласит: квадрат гипотенузы равен сумме квадратов катетов.Пример: 5х 5= 4х 4+3х 3 получаем:25= 16+9. И это факт!

Как можно применить на практике это правило? Очень просто. Отмеряем от угла в одну сторону линию длинной 4 метра (или число кратное 4), от этого же угла. отмеряем другую линию длинной 3 метра (или другое расстояние кратное 3 ), между ними должно быть 5 метров. Кто то измеряет по другому, отмеряют 5 метров, затем с одной стороны отмеряют 4 метра, с другой 3 метра в месте пересечения этих двух прямых и будет угол равный 90 градусам.

Этот метод больше подходит для больших расстояний. Для небольших отрезков, если нет под рукой измерительных приборов, можно использовать любое печатное издание, будь то газета или журнал, открытка или визитка. Любые углы в нем имеют угол 90 градусов.

Угол печатного листа очень точный ,так уж настроены резательные машины в типографии.

Так же с помощью печатного листа можно сделать угол 45 градусов. просто сложив его от угла пополам. Угол 45 градусов необходим для подрезки наличников, плинтусов и т.д.

Иногда необходимо отмерить 30 или 60 градусов. Угол 30 градусов редко применяется на практике, но в сумме 90 и 30 градусов получается 120 градусов. Это довольно распространенная величина в строительстве.

Для этого берем лист бумаги и отмеряем с одной стороны 10 см. с другой стороны 17,3 см. сгибаем (соединяем) эти точки и получаем два угла 30 и 60 градусов.

Вот так применяется -Золотое сечение,в строительстве.

ЗОЛОТОЕ СЕЧЕНИЕ. ЧТО ЭТО?

ЗОЛОТОЕ СЕЧЕНИЕ. ЧТО ЭТО?

Запись от Oska размещена 22.06. в 00:27

Обновил(-а) Oska 24.12. в 14:25

Закон пропорции, связи целого и составляющих его частей известен очень давно.

В 1202 году итальянский математик Леонардо Пизанский по прозвищу Фибоначчи обратил внимание на часто встречающуюся в природе последовательность ряда чисел, где каждое последующее число равно суме двух предыдущих, т.е. получается ряд: 1,1,2, 3,5,8,13,21,34. Этот ряд назван рядом Фибоначчи и отражает гармонию Природы и всего Мироздания.

Удивительные свойства этого ряда заключаются в том, что соотношения каждого последующего числа к предыдущему приближаются к значению 1,618, названному числом Фибоначчи и соответствующему пропорции золотого сечения, отражающего гармонию Мироздания.

Соотношения чисел ряда Фибоначчи 5:8:13:21:34:55:89:144:232:376. и т.д. соответствует приблизительно 62% или 62 частям от единого целого.

Золотое сечение – универсальный принцип гармонии

Сам по себе принцип достаточно известен, но знание и применение Золотого Сечения поможет Вам в любой сфере, чем бы Вы не занимались, от создания композиций до написания книг или выступления с лекциями.

Вот как пишет о «золотом сечении» Анхель де Куатье.

«Есть вещи, которые нельзя объяснить. Вот Вы подходите к пустой скамейке и садитесь на нее. Где Вы сядете – посередине? Или, может быть, с самого края? Нет, скорее всего, не то и не другое. Вы сядете так, что отношение одной части скамейки к другой, относительно Вашего тела, будет равно 1,62. Простая вещь, абсолютно инстинктивная… Садясь на скамейку, Вы произвели «золотое сечение».

Читайте также  Как построить теплицу своими руками из дерева?

О «золотом сечении» знали еще в древнем Египте и Вавилоне, в Индии и Китае. Великий Пифагор создал тайную школу, где изучалась мистическая суть «золотого сечения». Евклид применил его, создавая свою геометрию, а Фидий – свои бессмертные скульптуры. Платон рассказывал, что Вселенная устроена согласно «золотому сечению», А Аристотель нашел соответствие «золотого сечения» этическому закону.

Высшую гармонию «золотого сечения» будут проповедовать Леонардо да Винчи и Микеланджело, ведь красота и «золотое сечение» – это одно и тоже. А христианские мистики будут рисовать на стенах своих монастырей пентаграммы «золотого сечения», спасаясь от Дьявола. При этом учение – от Пачоли до Эйнштейна – будут искать, но так и не найдут его точного значения. Бесконечный ряд после запятой – 1,6180339887…

Странная, загадочная, необъяснимая вещь: эта божественная пропорция мистическим образом сопутствует всему живому. Неживая природа не знает, что такое «золотое сечение». Но Вы непременно увидите эту пропорцию и в изгибах морских раковин, и в форме цветов, и в облике жуков, и в красивом человеческом теле. Все живое и все красивое – все подчиняется божественному закону, имя которому – «золотое сечение».

Так что же такое «золотое сечение». Что это за идеальное, божественное сочетание? Может быть, это закон красоты? Или все-таки он – мистическая тайна? Научный феномен или этический принцип? Ответ неизвестен до сих пор. Точнее – нет, известен. «Золотое сечение» – это и то, и другое, и третье. Только не по отдельности, а одновременно… И в этом его подлинная загадка, его великая тайна.»

Если мы создаем симметричную композицию – то здесь все просто. Элементы в такой композиции зеркальны по отношению к оси симметрии. А вот как быть с асимметричной композицией:

* какого размера должны быть элементы в ней,

* на каком расстоянии они должны располагаться друг от друга, чтобы не нарушать баланса?

На все вопросы, связанные с размерами элементов, частей композиции по отношению к друг другу и фону можно ответить, руководствуясь правилом «золотого сечения».

Итак, Золотое сечение является разновидностью геометрической пропорции. Это такое деление отрезка на неравные части, при котором весь отрезок так относится к большей части, как сама большая часть относится к меньшей или другими словами, меньший отрезок так относится к большему, как больший ко всему.

Отношение золотого сечения выражается числом 0,618.

Пропорция золотого сечения 1:0,618= 0,618:0,382.

Если букет состоит из двух элементов: цветка и вазы – то общая высота вазы в композиции должна составлять 3 части, высота цветка легко вычисляется относительно данной конкретной вазы и составляет 5 частей, а общая высота композиции, таким образом, составляет 8 частей.

Обратите внимание, цветок привязывается к размерам конкретной вазы. Забудьте про ситуацию, когда жалко обрезать подаренную длинную розу и она ставится в любую подвернувшуюся под руку вазу. Роза ровно во столько раз длиннее вазы, как 5 больше 3.

Если мы в ту же вазу захотим добавить еще два цветка, гармоничные пропорции будем рассчитывать так:

Основные пропорции остаются прежними. А дополнительные цветы добавляются таким образом, чтобы расстояние между ними было 3-5-8 единиц. Т.е не равномерно через одинаковые расстояния, а скачкообразно, чтобы усложнить ритм и придать ощущение движения. Размеры головок цветов тоже подчиняются золотому сечению: они уменьшаются в 0, 618 раз или как 3:5:8.

* На данном этапе мы с Вами можем скорректировать тот принцип, что композиция должна занимать не более 1/3 плоскости фона. Более точно это отношение выражается числом 0,618:0, 382, или условно 3:5. Но Вы уже поняли, что нарушение этого общего правила возможно, если Вы выражаете таким образом свою основную идею.

Если Вы оформляете картины, подбираете мебель для комнаты, хотите скомбинировать разные виды обоев на стене в гостиной или плитку в ванной – во всех этих случаях знание принципа Золотого Сечения сильно облегчает жизнь дизайнеру.

* Но это правило имеет более широкое применение, чем просто создание интерьерных или архитектурных композиций. Согласно этому правилу строиться любое художественное произведение, будь то книга, лекция, кино или музыкальное произведение. Если Вы хотите, чтобы сюжет произведения был интересный и захватывающий, необходимо строить его таким образом, чтобы развитие темы происходило постепенно и поступательно, с постоянным нарастанием остроты. Кульминация, высшая точка сюжета, должны происходить на второй трети от начала сюжета (0,618 от всего сюжета). Затем выстраивается плавное постепенное ослабление остроты, объяснение всего происходящего. Если окончание оборвать резко, близко к точке кульминации, может возникнуть ощущение скомканности сюжета, недосказанности. Если конец затянуть – возникнет ощущение растянутости и скуки.

Правило «золотого сечения» используется и как этический принцип. Его смысл в том, что все должно быть в меру. Не зря рабочий день в большинстве стран длиться 8 часов, что составляет 1/3 суток (т.е. число, близкое к 0,382). Но это уже тема другого разговора.

Просмотров 8995 Комментарии 0

Не понравилось?

Опубликовано: 14 апр. г.

Проектирование индивидуальных домов по системе древнерусских саженей, используя принцип золотого сечения. Разговор идёт о проектировании частных, малоэтажных домов (срубов) собственными силами с учётом системы древнерусских саженей по золотому сечению . Материал адресован всем, кто сам себе собирается строить дом, баню или другое сооружение на своём участке. Речь идет о потаенных знаниях изначальной Руси, в сути которых — и святое, и прекрасное, и чудесное. И, Бог знает, что еще через нас откроется миру. Об этом беседуют основоположник новой русской механики, академик Международной академии информатизации при ООН, автор оригинальных книг «Тайны пирамиды Хефрена», «Большой сфинкс: знак беды», «Золото Древней Руси», «Неньютоновскоя механика», «Диалектика пространства», «Авиакатастрофы», «Камни падают в небо» Анатолий Фёдорович Черняев.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: